- Культурфилософия
- — философия культуры, самостоятельное направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем - бытия, сознания, общества, личности и т. д. Это та первоначальная форма, в которой в XVIII-XIX вв. проблемы культуры получили свое специальное рассмотрение в плане исторического развития культуры, значения культуры в жизни человека и общества и ее сущности. К настоящему времени философские исследования культуры как целостного универсального явления осуществляются наряду с историческими, филологическими, психологическими и т. д. подходами. Так что изучение культуры, с одной стороны, превращается в межпредметную область исследования, с другой, культурологизирование становится самостоятельным стилем философствования, выбирающего в качестве эмпирического донора одну из пограничных наук, в результате чего философия культуры превращается в культурологию, выходя из под родительской опеки философии, но не теряя с ней родственных (теоретических) отношений. Соответственно, на современном уровне приходится различать культурологию и культурфилософию (философию культуры). Надо помнить, что философия культуры, даже выступая самостоятельным направлением, остается в пределах философской дисциплины, соответствуя ее предмету и методам, т. е„„ иначе говоря, философия культуры - это тоже философия, а значит философское исследование культуры изменяется вместе с изменением философии, составляет часть исторического развития философия, которое знаменует эпохальные изменения в философии, ее исторические метаморфозы.
Если философия существует и развивается как наука о всеобщем (об основах бытия и мышления) и пытается дать картину «мира в целом», то и культура, как способ бытия человека в мире, как форма духовного развития человека или в какой-либо иной ипостаси (то, как понимается и определяется при этом культура, зависит от своеобразия данной конкретной философии), находит свое место в картине человеческого бытия. Если же философия сосредотачивает свое внимание на проблеме познавательных отношений человека к миру, характеризуя пределы и возможности человеческого познания как такового и научных методов как в естествознании, так и в науках о культуре, то речь идет уже не о том, чтобы воссоздать мир бытия, включающий мир культуры, а о том, чтобы определить методы наук о культуре, аксиологические (ценностные) ориентации культуры и, соответственно, разделить науки о природе и науки о культуре, что и было предпринято, в частности, в неокантианской философии.
И хотя термин «культурфилософия» был введен в научный оборот лишь в начале XIX века немецким романтиком А. Мюллером, он применим не только как самоназвание для исследований, проводимых романтиками в области истории философской и художественной культуры (несколько позже в этих же целях ввел в научный оборот термин «культуристория» Якоб Буркхардт), но и для каждого из исторических периодов философских размышлений о сущности культуры и ее значении в историческом развитии человечества. В философии культуры отчетливо выделяются три таких периода: 1. Античность (когда впервые происходит осознание специфики культуры, вводятся философские категории для ее обозначения, обосновываются первые терии культуры); 2. Новое время (здесь можно выделить три самостоятельные формы, в которых получила развитие философия культуры,- философия Просвещения; Романтизм; Немецкая классическая философия). 3. Постклассическая философия, в рамках которой начинает оформляться культурология как самостоятельная дисциплина (философия конца XIX и начала XX века, которая принципиально отличается от классического философствования, в том числе и по вопросам понимания сущности и смысла культуры), Охарактеризуем кратко эти три периода.
Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.